Встреча с о. Иннокентием Павловым 19 февраля

После аниме «Религиоскоп» в сотрудничестве с вольным религиоведческим лекторием «Свободное религиоведение» (руководители — Борис Евгеньевич Рашковский и Евгений Борисович Рашковский) направил объектив на библеистику!

19 февраля (вторник) в 19:00 в аудитории 228 в  РГГУ состоялась встреча с о. Иннокентием Павловым – библеистом, историком церкви, специалистом по текстуальной критике Нового Завета. о. Иннокентий Павлов прочитал лекцию «Иудео- и языко-христиане в Новом Завете», после чего состоялось ее обсуждению.

Само это различение двух основных направлений в Первохристианстве восходит к трудам британского философа Джона Толанда (1670-1722). Однако в ходе дальнейшего развития библеистики и церковной истории эта дистинкция развивалась, уточнялась и углублялась. 

О. Иннокентий настаивает в своей лекции на необходимости дальнейшего интенсивного изучения Новозаветного повествования в опоре на новейшие достижения социо-гуманитарных наук (лингвистики, библейской археологии, историографии, исторической этнологии…). По словам о. Иннокентия, особую ценность представляет в этой связи едва ли не важнейший из первохристианских текстов, не вошедших в Новозаветный Канон и открытый лишь в позапрошлом веке – «Учение Господа через двенадцать Апостолов» или «Дидахе».

Сюжетом лекции о. Иннокентия был драматический процесс «отслоения» «языко-христиан», а также части ассимилированных эллинистический культурой «иудео-христиан» от тогдашнего иудаизма, облик которого был связан с последними десятилетиями существования Иерусалимского Храма и со складывавшимся в тот период общим стилем синагогального богослужения и учебного процесса. Не случайно же одно из первых именословий ранних христиан – «ученики» (mathētai)» (Деян 11:26).

По мысли о. Иннокентия, вместе с этническим составом и культурными ориентирами Первоначальной Церкви менялся и ее организационный строй: от синагогального (хотя черты былой синагогальной организации прослеживаются в элементах христианского богослужения, аскетики и учебного процесса) – к тогдашнему универсалистскому, греко- и латиноязычному, «ойкуменическому», «имперскому». И не случайно апостол Павел, столь много сделавший для «языко-христианской» переориентации ранней Церкви, требовал от ее приверженцев понимания важности своих ветхозаветных «корней» и «соков» (см. Римл 10-11).

А восходящая к первым пяти главам Книги Бытия павлова идея человечества как универсального Адама, преображающегося во Христе (1 Кор 15), стала одной из основополагающих идей во всей последующей истории христианства. 

 

Все события