Отчет о киноночи «Аниме: Слепок массовой культуры?»

Киноночь по аниме «Призрак в доспехах» и «Призрак в доспехах. Невинность» (18+), которую провели Управление по работе со студентами РГГУ, Центр изучения религий и Центр изучения и развития межкультурных отношений 18 мая (22.00) — 19 мая (07.00) в РГГУ состоялась!

Вот отчет одного из организаторов кинончи, зам. директора Центра изучения и развития межкультурных отношений Оксаны Куропаткиной: Бурно было на киноночи в РГГУ по классике японского киберпанка — «Призраку в доспехах». Обсуждение крутилось вокруг того, что делает живое существо человеком, возможно ли, с религиозно-философской точки зрения, зарождение души в роботе и как с этим роботом нужно общаться. Итак, какие были мысли:
1. Человек, творя робота по своему подобию, обязательно рано или поздно запихнет в него не только свою логичность, но и свою иррациональность. Поэтому душа у робота может проснуться 😊
2. Важный признак человечности — способность к вдохновению. Может ли робот вдохновляться?
3. Условно «христианский» подход сосредоточен на том, кто человек, а кто нет и быть им не может, то есть — на экзистенциальном статусе субъекта; буддо-конфуцианский (японский) — на том, как включить робота в общую «сеть» долга перед обществом и сострадания, то есть — на взаимоотношениях.
4. Христианский подход выделяет человека из всех живых существ, буддо-конфуцианский — нет, поэтому для японского сознания нет никакой проблемы в человекоподобных существах.
5. «Очеловечивает» существо то, что является главным для данного мировоззрения. Для конфуцианской модели главное — это выполнение долга перед другими членами сообщества, которые, в свою очередь, обязаны вести себя прилично и уважительно по отношению к нему. Для христианской цивилизации существо очеловечивает способность любить. Железный Дровосек, получивший сердце — вполне человечный киборг 😊
6. Чтобы выстроить этику отношений, нужна практика. Японцам проще — включить в их систему взаимного долга хоть робота, хоть человека легко, она работает. Христианству тут куда сложнее — где то сообщество, где люди друг друга любят и готовы полюбить робота?
7. А если робота, как и любое другое существо, не любить, а бояться и только эксплуатировать, то, как настойчиво указывает западная фантастика, он обязательно за это отомстит.
8. Если бы роботы появились лет 700-500 назад, когда христианская закваска была более жизнеспособной, то тогда их куда легче было бы включить в отношения любви (смелая и спорная мысль от протестантской части публики)
P.S. Мы сидели до половины шестого утра 😊

 

Все события