Академическая программа «Западный эзотеризм»

Дорогие друзья!

Российский государственный гуманитарный университет приглашает принять участие в работе новой учебной программы Центра изучения религий «Западный эзотеризм«.

Программа повышения квалификации «Западный эзотеризм» реализует комплексный академический подход, позволяющий познакомиться с учениями, практикой, историей и современным состоянием западного эзотеризма в перспективе современной гуманитарной науки.

Программа знакомит слушателей с научными исследованиями египетской магии и еврейского мистицизма, гностическими и герметическими учениями Античности и Ренессанса, тайными обществами Нового времени, а также современными направлениями эзотеризма – теософией, традиционализмом, телемой, сатанизмом и другими.

В рамках программы предусмотрены курсы, посвящённые истории отношений эзотерических учений и научного знания, а также психологическим подходам к изучению феноменов транса и мистицизма.

Дисциплины и лекторы программы

1 Египетская магияЕкатерина Александрова — к. культурологии, заместитель директор музейного центра РГГУ

Магия в Древнем Египте была неотъемлемой частью устройства мира — тем, что обеспечивало ежедневный восход солнца, отражая коварного Апопа, что помогало покойным преодолевать опасности иного мира, а живым излечиться от болезней. Как сказано в поучении, благой творец создал для людей «магию более сильную, чем оружие, чтобы отражать то, что может случиться». Все известное нам богатство древнеегипетских магических практик хранилось и передавалось через века в скрипториях при храмах, называвшихся «Домами жизни». Большинство населения Египта было неграмотным и имело доступ к этой сокровищнице только через посредство жрецов. Благодаря расшифровке иероглифики Ж.Ф. Шампольоном мы оказались среди того меньшинства, которому тайны египетской магии стали доступны. В этом курсе мы прочитаем несколько египетских заклинаний; узнаем, как работала египетская магия и каких целей с ее помощью можно было достигнуть, какие опасности угрожали египетским колдунам и как они защищались от своих коллег.

2 Еврейский мистицизмАлександра Сгоннова — научный сотрудник ПСТГУ, аспирант кафедры философии и религиоведения ПСТГУ

История мистицизма это история о том, как кто-то хотел узнать чуть больше, чем предлагала ему официальная религия – он хотел прикоснуться непосредственно к Божеству, к сути этого мира. Сквозь века такие люди передавали крупицы найденной истины в очень узком кругу избранных. Метатрон, Енох, Тетраграмматон, Таро, «Зогар», Древо Сефирот веками будоражили сознание людей, готовых на все, лишь бы прикоснуться к завесе тайны. На данном курсе будет представлена мистическая традиция иудаизма от межзаветного периода вплоть до наших дней. Мы рассмотрим: как библейские образы трансформировались в цикле произведений о Енохе; как Библия стала источником мистического знания о мире; как зарождалась Каббала и как она влияла на другие эзотерические традиции; как древние ангелы и демоны через Каббалу проникли в современную массовую культуру; как эзотерические практики стали предпосылкой для создания современных форм шифрования информации.

3 Гнозис и герметическая традицияНиколай Шабуров — к. культурологии, профессор, руководитель Центра изучения религий РГГУ

«Гностицизм» — историческая реальность или конструкт новоевропейской историографии? Споры о гностицизме. Кого называли гностиками? Гностицизм и христианство. Наши источники: церковные полемисты (Ириней Лионский, Псевдо-Ипполит, Епифаний Кипрский), Плотин, подлинные гностические тексты (Пистис София, Апокриф Иоанна, тексты Наг-Хаммади, Евангелие Иуды и его значение).

Что представляло собой христианство II века? Как всё начиналось: апостол Павел, Евангелие от Иоанна, Псевдо-Варнава, Маркион. Мифология, философия, теология в поздней античности. «Основной гностический миф». Рецепции гностицизма: от манихеев, богомилов и катаров до Владимира Соловьева.

Эпилог вместо пролога: мозаика Сиенского собора. Что такое герметизм? Тот и Гермес. Эволюция образа Гермеса: от бога до пророка и мудреца. Египет или Греция? Источники античного герметизма: Corpus Hermeticum, латинский Асклепий и др. Между мифом и философией. Теогонический, космогонический и антропогонический миф Поймандра.

Асклепий: утраченный греческий оригинал, латинская и коптская версии. Монотеизм или политеизм? Герметический гуманизм. Обоснование идолопоклонства и параллели с обоснованием иконопочитания. Апокалипсис Асклепия. Рецепции: от Отцов Церкви до Джордано Бруно и Кампанеллы. Конец герметизма.

4 Западный эзотеризм и наука Нового времениВладислав Раздъяконов — к.и.н., доцент Центра изучения религий РГГУ

Эзотеризм зачастую рассматривается в исследовательской литературе как своего рода научное «подполье», противостоящее официальной академической ортодоксии и сохраняющее «тайны» и «секреты», отвергнутые по различным причинам научным истеблишментом и не прошедшие проверку текущим научным коyсенсусом. С другой стороны, в современной истории науки давно устоялся тренд на сближение эзотерических практик и учений и классической истории науки, рассказывающей о научных открытиях и достижениях. Начиная с сочинений отцов-основателей новоевропейской науки и заканчивая трудами философов и ученых XIX столетий, эзотерические практики и учения, хотя и оставались на периферии магистральной научной мысли, неизменно привлекали к себе внимание ученых, стремившихся увидеть в загадках сознания и тайном знании указания на объективную реальность, скрытую покровом мифов и легенд. В рамках курса мы познакомимся, во-первых, с различием научных подходов к исследованию эзотеризма, во-вторых, рассмотрим специфику соотношения эзотерических учений и практик с различными разделами естественно-научного и гуманитарного знания в Новое время.

5 Тайные обществаЕвгений Кузьмишин — к.и.н., независимый исследователь

Безобидные клубы доморощенных философов или закулисье политической и финансовой власти, хранители древнего отверженного знания или сборища опасных сумасшедших, — что такое «тайные общества» и для чего им их тайны? Новое время европейской истории привело к расцвету закрытых обществ среди общественных бурь и революций, вместе с научным прогрессом, великими открытиями, во время эпидемий и войн мира, который только начинал приобретать современную форму, постепенно выкристаллизовываясь из мутного алхимического отвара Средневековья. Их названия у всех на слуху, но много ли мы знаем о них — и много ли можем узнать? Масоны, розенкрейцеры, мартинисты, тамплиеры, маги «Золотой Зари» и оккультисты «прекрасной эпохи». Почему про них говорят все вокруг столетия подряд? Что особенного в этих обществах? В чем их тайная сила и почему они существуют до сих пор? Современные оккультисты и члены эзотерических организаций — кто они такие, чем живут и чем — и зачем — занимаются? Обо всем этом можно будет узнать из лекционного курса «Тайные общества».

6 Эзотеризм и современная культураАнастасия Маклакова — научный сотрудник ИНИОН, аспирант Центра изучения религий РГГУ

Хотя эзотеризм обычно воспринимается как маргинальная область культуры, он оказывал и оказывает ощутимое влияние на культурные явления и процессы. В современном мире символы, восходящие к эзотеризму, появляются на одежде и сувенирах, эзотерические практики становятся частью повседневной жизни многих людей, эзотерические идеи вдохновляют создателей компьютерных игр и фильмов. В свою очередь, представители эзотерического сообщества заимствуют различные дискурсы, адаптируя их, создают объекты искусства, занимаются политическим активизмом, участвуют в экологическом движении, и дают этим практикам религиозные интерпретации. В рамках этого курса на примере отдельных кейсов мы рассмотрим, как эзотерические идеи, символы и практики воспринимаются, заимствуются и репрезентируются в искусстве, литературе, политических дискурсах, популярной культуре и моде; как эзотерическое сообщество реагирует на текущие события и трансформируется под их влиянием и обсудим возможные теоретические подходы к изучению взаимодействия эзотеризма и современной культуры.

7 Измененные состояния сознания и мистический опытМихаил Базлев — преподаватель МИФИ, аспирант Центра изучения религий РГГУ

На протяжении большей части известной нам истории человеческой культуры, мы находим свидетельства о специфичных видах опыта – переживаниях, в которых человек сталкивается с реальностью, разительно отличной от повседневности. Реальностью, в которой границы воспринимаемого человеком расширялись, открывая возможность прикоснуться к миру божественного. В попытках выразить невыразимое, нарратив подобных переживаний становился основанием для многих религиозных учений, закрепляющих их ритуалов и практик, а также искусства и творчества. За множество веков осмысления многообразия мистического опыта сформировалось несколько классических подходов к нему, таких как теологический, философский, психологический, антропологический и др. Благодаря исследователям ХХ века, в этот дискурс включились и осмысления измененных состояний сознания, полагаемых основой мистического опыта. Развитие научного знания все ближе подводит нас к пониманию процесса возникновения подобных переживаний, позволяя рассматривать их как фундаментальные феномены человеческой природы. В рамках курса, мы попробуем проследить как менялось это понимание, иллюстрируя ключевые идеи на материалах многообразных форм подобных переживаний.

Видео-презентация программы

Организационная информация

Начало обучения — февраль 2022 года.

По всем организационным вопросам (прикрепление, оплата) вы можете обращаться в Институт дополнительного образования РГГУ. По всем учебным вопросам — на почту Центра изучения религий (religion.rggu@gmail.com), написав письмо с темой «ЭЗОТЕРИЗМ».

До встречи!