Дисциплины магистратуры

Библия в русской литературе XIX-XX вв. (А.И. Шмаина-Великанова)

Курс посвящен роли и значению библейского текста как фактора жизни литературных текстов в России в XIX-XX  веках. Студенты знакомятся с характером его интерпретаций в сочинениях различных писателей и учатся находить в каждом конкретном случае связи между библейским текстом и творчеством конкретного писателя. Среди изучаемых текстов - сочинения А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова,  Б.Л. Пастернака и других.

Гендерная история религий (Л.Г. Жукова)

Гендерные исследования – один их трендов в современных гуманитарных исследованиях, не обошли стороной и религиоведение. В рамках курса мы рассмотрим гендерные сюжеты, относящиеся к религиям, в разные исторические периоды, научимся анализировать исторические источники, прислушиваясь к тихим женским и детским «голосам», звучащим в них, познакомимся с эволюцией «женского вопроса» в религиях, рассмотрим актуальные гендерные проблемы в мировых религиях. Существенное внимание будет уделено историографии вопроса и обсуждению научных работ, написанных в рамках гендерного подхода к изучению религий.

История отечественного и зарубежного религиоведения (В.С.Раздъяконов)

Студенты знакомятся с основными гипотезами появления религиоведения, его периодизацией, логикой развития знаний о религии с Древности до настоящего времени. Студенты изучают тексты античных (Марк Цицерон, Епифаний Кипрский), средневековых (Роджер Бэкон), нововременных (Дэвид Юм, Шарль де Бросс) философов, теологов и мыслителей как предшественников классической религиоведческой мысли. Студенты читают знаковые сочинения по истории зарубежного религиоведения - «Примитивная культура» (Э.Б. Тайлор), «Введение в науку о религии» (Ф.М. Мюллер), «Многообразие религиозного опыта» (У. Джеймс), «Элементарные формы религиозной жизни» (Э. Дюркгейм), «Священное» (Р. Отто), «Священное и профанное» (М. Элиаде). Изучение истории отечественного религиоведения проходит по трудам «Рассуждение из натуральной богословии» (Д.С. Аничков), «Первобытная религия» (А.В. Ельчанинов), «Религия» (С.Н. Трубецкой), «Антирелигиозная хрестоматия» (Г.А. Гурев), «Религия как предмет науки» (Н.М. Никольский) и другим. Особое место в рамках курса уделено конструктивистской школе (У.К. Смит, Р. Маккатчеон, Т. Масузава и др.) и ее критике в современном религиоведении.

История религиозной философии (М.А. Пылаев)

Курс направлен на ознакомление преимущественно с русской религиозно-философской мыслью, которая воспринимается как попытка построения органической философской системы генетически связанной с проблематикой и основными категориями конфессиональной теологии. Магистрант открывает основные принципы построения религиозно-философских концепций, их ключевые проблемы, использует понятийный аппарат, мыслит внутри религиозно-философских парадигм.
Занятия фокусируются вокруг обсуждения важнейших произведений русской религиозно-философской мысли. Речь идет о таких текстах, как “О всемирной любви” К.Леонтьева, “О сладчайшем Иисусе …” В.Розанова, “Чтения о Богочеловечестве” В.Соловьева, “Столп и утверждение Истины” о. Павла Флоренского и других.
В рамках анализа текстов осуществляется реконструкция основных вех в развитии русской религиозных философий: "академической" философию XIX-XX века, философии церковного обновления у славянофилов, "метафизики всеединства" XIX-XX. Русская философия преломляется в аспекте ее диалога с экзистенциальной философией, философией персонализма, протестантской философией культуры.

Космологии и эсхатологии (А.С. Агаджанян)

Два важнейших полюса всех религий – это возникновение мира (греч. космос) и его конец (греч. Эсхатон). Религии мира по-разному представляли себе эти вехи и придавали им разное значение. Однако в любом случае именно космологии и эсхатологии, взятые вместе, создавали господствующую картину мира, наделяли смыслом жизнь отдельных людей, обосновывали преемственность и разрывы истории, формулировали и транслировали моральные нормы. В этом курсе мы попытаемся дать сравнительную картину мифов и обрядов, связанных с представлениями о Начале и Конце.   

Методика преподавания религиоведения (К.Т. Сергазина)

Курс «Методика преподавания религиоведческих дисциплин» - это авторский риторический тренинг, цель которого – попытаться снять барьеры (языковые и психологические), которые возникают при произнесении публичной речи. В рамках курса студенты учатся говорить речи - спонтанные и подготовленные, на свободную тему и на заданную тему, короткие спичи и часовые лекции. Отдельное внимание уделяется дыханию, позе, жестам оратора, структуре выступления, а также вопросам самооценки. Основу теоретического материала составляет пособие А.Ч. Козаржевского «Мастерство устной речи лектора» (переиздана в 2016 году). Слушателям необходимо иметь: диктофон или другое записывающее устройство для записи речей, ноутбук или флеш-карту для показа презентаций, акварель и кисточку и желание работать в коллективе. 

Методы религиоведения (В.С. Раздъяконов)

В основу курса положено представление о классической, неклассической, постнеклассической методологии научного исследования (В.С. Степин). Студенты знакомятся с общими понятиями о научном методе и методологии, ставится вопрос соотношения методологии исследования и этики. На семинарских занятиях по учебному пособию «Methods in the Study of religion” (2014) студенты знакомятся с некоторыми методами изучения религии — наблюдение, эксперимент, интервью, опрос, сравнение. По завершении дисциплины в ходе коллоквиума разбираются методологические аспекты и план исследования магистерских диссертаций студентов.

Наука и религия (В.С. Раздъяконов)

Дисциплина посвящена историческому аспекту взаимодействия религиозных и научных представлений об устройстве природы. История отношений рассматривается в период от Античности до начала Новейшего времени. Студенты читают античные («Апология» Сократа, «Тимей» Платона, «Физика» и «Метафизика» Аристотеля, «О природе вещей» Лукреция, «О сотворении мира» Филона Александрийского), средневековых («О книге Бытия буквально» Августина, «О вечности мира» Боэция Дакийского), нововременных (документы следственного дела Джордано Бруно, «Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, «Размышление об одной теологической дистинкции» Роберта Бойля) и др. В ходе курса особое внимание уделяется анализу понятия «наука» и проблеме его применимости к историческому материалу.

Обряды и практики религий мира (Л.Г. Жукова)

В рамках курса магистранты знакомятся с классическими и современными подходами к изучению ритуала. Мы рассмотрим функции ритуалов в разных религиозных традициях – от древних до современных, проследим трансформации культовых практик в современных религиях и обсудим их причины. Поскольку изучая обряды и практики, неплохо бы их визуализировать, - курс предполагает обращение к антропологическому кино, а иногда и к художественным фильмам, которые могу в этом помочь.

Православие в России (И.В. Семененко-Басин)

Курс посвящён истории греко-православной (византо-славянской) христианской традиции от становления церковной организации в X-XI вв. до начала XXI в. Учащиеся знакомятся с основными источниками, периодизацией и историей изучения данного предмета; читают «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского, «Киево-Печерский патерик», избранные памятники средневековой русской агиографии, «Сатиры» А. Кантемира, ранние печатные жизнеописания Серафима Саровского. Поощряется способность самостоятельно анализировать религиоведческую литературу, работы по истории христианства в России: «История Русской Церкви» А. Карташова, «Святость и святые в русской духовной культуре» В. Топорова, «Полемика в Русской церкви первой трети XVI столетия» А. Плигузова, «История русской церкви 1700-1917» И. Смолича, «Пути русского богословия» Г. Флоровского. В ходе курса большое внимание уделяется терминологии, проблеме традиционного использования конфессиональной терминологии в пространстве историко-культурных исследований, вопросам идентичности и взаимовлияний религиозных традиций.

Религиоведческая экспертиза (Л.Г. Жукова)

Актуальность курса, посвященного религиоведческой экспертизе, обусловлена волной судебных процессов, ответчиками на которых выступают представители разных религиозных организаций. В решениях, принимаемых судом, ключевую роль играют эксперты-религиоведы, способные пролить свет на спорные моменты в религиозных текстах или практиках, ставших поводом для судебных исков. В рамках курса мы рассмотрим действующее законодательство РФ, связанное с деятельностью религиозных организаций, будем анализировать материалы реальных судебных дел и учиться писать экспертные заключения, а также обсудим вопросы профессиональной этики, связанные с экспертной деятельностью религиоведов.

Религия и модернизация (А.С. Агаджанян)

В центре данного курса  - цивилизация Modernity, «современность», и процесс, который ведет к ней – «модернизация». Классические теории модернизации предполагают упадок старых религий. Наблюдая быстрые перемены в сторону Modernity в экономике, медицине, искусстве и повседневной ментальности – в странах Запада, в России, странах Востока или обществах Африки – мы ожидаем, согласно нарративу Просвещения, увидеть рост рациональности и упадок всего того, что стигматизировано как «традиционное» и «иррациональное», религии в первую очередь. Все оказывается сложнее: modernities могут быть разными; религии могут сочетаться с абсолютно современными формами жизни; прославление «традиционных ценностей» может совпадать с господством компьютеров, роботов и спутников; иррациональные эмоции, вера и культ могут захлестывать огромные массы людей. Но вместе с обществами модернизируется и религия. Как именно?  

Религия и политика (Е.В. Шаповалова)

Дисциплина посвящена изучению основной проблематики взаимодействия сфер религии и политики, с рассмотрением основных религиозно-политических концепций и исторического контекста их формирования. Студенты знакомятся с государственно-религиозными моделями Древнего мира (Египет, Ассирия, Греция, Рим и др.), эволюцией религиозно-политических концепций в рамках иудаизма, христианства, ислама, а также проблематикой взаимодействия религий в политическом пространстве (как в исторической ретроспективе, так и современной). В рамках курса рассматриваются как текстовые источники (тексты религиозных традиций, эпос, официальные документы, сочинения богословов и др.), так и визуальные (книжная миниатюра, религиозная живопись, печатная графика и др.). Отдельное внимание уделяется мифологии власти и религиозному аспекту политической мифологии. Студенты читают античные тексты (Платон «Государство», Тит Лукреций Кар «О природе вещей»), средневековые и тексты Нового времени (Фома Аквинский «О правлении государей», Лоренцо Валла «О подложности Константинова дара»), и исследования о роли религии в политическом пространстве, классические (В. Робертсон Смит «Пророки Израиля», Фюстель де Куланж «Гражданская община древнего мира», М. Вебер «Политика как призвание и профессия») и современные.

Религия и секулярный мир (А.С. Агаджанян)

Этот курс посвящен соотношению понятий «религиозное» и «секулярное» («светское») в истории разных обществ и в современной культуре.  В центре внимания – процесс «секуляризации», который, согласно доминирующим подходам, начался в Европе, по крайней мере, с XVIII века и затем, в силу невероятного взлета европейской цивилизации, был экспортирован в другие регионы мира, вопреки представлениям этих других культур. Даже и в ареале европейской культуры соотношения религиозного и секулярного сильно варьировали - в политической культуре, в социальных отношениях, в искусстве. Конец XX и начало XXI вв. часто называют «возвращением религий» или, по крайней мере, складыванием новой, более сложной, «постсекулярной» ситуации. Этот курс будет включать и теоретические обобщения, и анализ конкретны примеров отдельных обществ.    

Религия и современные конфликты (А.С. Агаджанян)

Религиозные ценности, символы и чувства часто оказываются в центре всевозможных конфликтов в современных обществах, - даже несмотря на то, что секуляризация последних веков, казалось бы, вытеснила религию из центра общественной и культурной жизни. Более того, начиная с 1990-х гг. значение религии стало вновь усиливаться. Ссылки на религиозные ценности, религиозное самосознание стали вновь определяющими. Напряжения, переходящие иногда в открытые конфликты, могут быть межрелигиозными, но они неизбежны и внутри каждой религии, а также на разломе между религиозными и светскими силами каждого из обществ. В этом курсе мы выделим главные типы всех этих напряжений и конфликтов на примере большого количества стран и религий, от России до Кавказа, от Латинской Америки до Ближнего Востока, и далее со всеми остановками.      

Современные проблемы религиоведения (А.С. Агаджанян)

Этот курс должен ответить на следующие вопросы: Как изучать религию сегодня? Как сочетать методы разных дисциплин –социологии, антропологии, истории, текстологического анализа, психологии, и даже генетики и нейрофизиологии? Как соотносятся религиозные нормы и практики, догматика и прагматика поведения? Как определить границы самого понятия «религия» в разных культурах – и насколько эти понятия соотносимы? Насколько «религия» есть универсальное свойство, присущее homo sapiens? Что такое «сакральное» и что такое «духовное» вне религиозных институтов? Все эти вопросы – в центре современного изучения религий, и мы рассмотрим их на примере наиболее важных работ последнего времени.

Теория и практика полевых исследований (Л. Г. Жукова)

Полевые исследования – один из важнейших и интереснейших подходов к изучению религий. В рамках курса мы изучим методы полевых исследований – качественные и количественные, их особенности и области применения, проанализируем материалы и выводы уже состоявшихся полевых исследований, научимся составлять программу таких исследований, готовиться к интервью, рассмотрим этические проблемы, связанные с полевой работой.

Эсхатологические течения в раннем иудаизме и христианстве (А.И. Шмаина-Великанова)

Курс посвящен представлениям о конце мира, последней катастрофе и царстве Божием в эпоху Второго Храма и нарождающегося христианства и иудаизма. Предполагается проанализировать в сравнительном освещении такие сочинения как Книги Еноха, книги Юбилеев, третья книга Ездры, Иосиф и Асенет, II и IV Маккавейские книги, а также Новый завет и Творения мужей апостольких.