Архаические мифологии и древние религии

Дорогие друзья!

Российский государственный гуманитарный университет приглашает принять участие в работе новой учебной программы Центра изучения религий «Архаические мифологии и древние религии».

В программе могут принять участие лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, а также студенты старших курсов, магистранты и аспиранты.

Начало обучения — ноябрь 2022 года. Занятия проводятся по будням, вечером, с 19 до 22 часов.  Будет организована возможность подключения онлайн через систему Zoom. Будет вестись запись занятий, которые будут доступны участникам программы. По окончании программы выдается удостоверение РГГУ о повышении квалификации.

Записаться на программу можно на странице  Института дополнительного образования РГГУ. По любым вопросам можете писать на почту Центра изучения религий (religion.rggu@gmail.com) — мы обязательно ответим.

Лекторы программы

Бабкина Светлана Викторовна – гебраист, библеист, религиовед, кандидат исторических наук, доцент Центра Изучения Религий РГГУ.

 

 

«Теория Мифа».

Для того, чтобы научиться читать мифы не просто как сказки или забавные истории, а видеть в них сюжеты, формирующие культурно-историческое пространство, нужно понимать, как они устроены. Курс по теории мифа – это, конечно, академический курс, но вместе с тем, это не свод сухих определений, это история представлений о том, где рождается миф, попытка понять, как он устроен, каковы его логика, пространство и время. Почему некоторые мифы кажутся нам такими странными? Почему, несмотря на то, что мифы представляются нам чем-то очень древним, архаичным, мы, «дети цивилизации», все-таки носим их в себе? Мы поговорим о языке мифа, о его символической природе, о связи мифа и ритуала, и о связи мифа и магии. Зачем вообще существовали и продолжают существовать мифы? Понимание теории мифа даст нам возможность не только лучше понять древние тексты и людей, среди которых они родились, но н научиться видеть архаичные мифы в современном мире.

Александрова Елена Андреевна – специалист по межкультурной коммуникации, культуролог, этнопсихолог, кандидат культурологии, доцент кафедры Этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования в МГППУ.

«Архаические мифы Китая и Японии».

Практические занятия, продолжающие цикл лекций, посвященных теории мифа. Для соблюдения традиции, занятия условно разделены на три части.

  1. Сравнительный анализ китайской и японской мифологии на текстовом материале (Л. Хирн, Пу Сунлин, Л. Репина и другие);
  2. Психология «мифотворцев», ее особенности и способы изучения (Юань Кэ, Е.А. Торчинов, В.В. Малявин, А. Уотс и др.);
  3. Мифы Китая и Японии в современном массовом искусстве. 


Коровина Евгения Владимировна
– мл. научный сотрудник Отдела урало-алтайских языков Института языкознания РАН, специалист по индейским языкам Мезоамерики, тунгусо-маньчжурским и австронезийским языкам и фольклору.

«Архаические мифы Африки и Полинезии».

Африка и Полинезия, расположенные на противоположных концах земного шара, и мифологически во многом являются антиподами. Так, Африка — это перекресток культур, пересечение различных традиционных верований, ислама и христианства. В ходе курса мы познакомимся, например, с «детьми древнего народа» койсанов – жителей южной Африки, предки которых, вероятно, никогда не покидали этот материк, тайными обществами Африки западной, своеобразной и похожей на индонезийскую мифологию Мадагаскара и многим другим. Кроме того, мы поговорим о том, как появились и развивались такие культы как вуду и кубинская сантерия, берущие одно из своих начал в странах Африки. Полинезия в отличии от Африки значительно более культурно однородна, для многих островов Тихого океана именно они стали первым и до прихода европейцев единственным населением. В этой части курса мы поговорим, во-первых, о том, как одни и те же сюжеты по-разному трансформировались на разных островах, о том, почему на одних островах до нас дошли пространные и порой философские тексты, а на других сохранились лишь обрывки этого обширного знания. Также мы увидим, что несмотря на кажущуюся изолированность в ряде полинезийских традиций можно увидеть следы влияний других регионов – Микронезии и Новой Гвинеи.

Александрова Екатерина Владимировна — к. культурологии, заместитель директора Музейного центра РГГУ.

«Архаические мифы Древнего Египта».

Древнеегипетская цивилизация если и не существовала в полной изоляции, как это иногда говорится, во всяком случае на протяжении долгого времени не имела сопоставимого по уровню культуры «собеседника»: на протяжении первых по крайней мере полутора тысяч лет становления она пребывала в своеобразном «монологе», снова и снова воспроизводя наиболее значимые для себя тексты. Тексты эти пришли из самой настоящей первобытности, и хотя существует много способов воплотить миф — в изображении, в предмете, в танце и песне, — нам повезло, что египтяне очень рано изобрели письменность и активно использовали ее в религиозных целях. Из Древнего Египта до нас дошли самые ранние записи религиозных текстов, и они очень сильно озадачивают исследователей, потому что не рассказывают истории, а ведь именно в такой форме мы привыкли иметь дело с мифом в других культурах. Египтяне называли иероглифику «божественным словом» и с ее помощью стремились не рассказать что-то о богах, а вступить с ними в непосредственный контакт. Не испытав сильного культурного влияния со стороны, египтяне сохранили это живое чувство мифологии, которое пронизывает все явления египетской культуры — не только тексты, но и изображения, архитектуру, ритуалы и, конечно, государственную идеологию. Знакомство с египетской религией — мифом, ритуалом, артефактами — это возможность увидеть миф в действии: не только как историю о становлении мира, но и язык, «код», на котором этот мир «написан» и посредством которого им можно управлять.

В курсе, посвященном египетской мифологии, мы поговорим о том, как египтяне представляли себе возникновение и устройство мира, каким было место человека и его роль в сохранении этого миропорядка, как менялись эти представления в разные эпохи, какие черты роднят и какие отличают египетскую мифологию от других мифологических систем мира.

Михайлова Наталья Владимировна – культуролог, выпускница Государственной академии славянской культуры, соискатель ЦИР РГГУ, ранее преподаватель ИСК РГУ им. А.Н. Косыгина

 «Ближневосточные мифы в европейском изобразительном искусстве»

Во все времена, начиная от петроглифов палеолита, заканчивая работами современных художников, изобразительное искусство служило для человека дополнительным источником информации о картине мира, верованиях и мифологии того или иного общества. Однако, памятники искусства играют неоднозначную роль в процессе изучения религий. Иногда, при отсутствии других источников, они позволяют реконструировать тот или иной культ или миф и служат для исследователей свидетельством для подтверждения или опровержения различных научных гипотез. Но, порой, неверно понятое изображение может вводить в страшное заблуждение.

Благодаря Ветхому Завету на европейском континенте широкое распространение получили образы, берущие начало в мифах Ближнего Востока. Как связаны Сарафы и современный геймдизайн? Почему на древних изображениях дракон может превратиться во льва? Какое отношение древнегреческие вазы и масляные лампы имеют к семитскому Левиафану? Почему на картине Ф. Бруни с неба падают змеи? Это и многое другое о влиянии мифологии древнего Леванта на нашу культуру можно будет узнать на курсе «Ближневосточные мифы в европейском изобразительном искусстве».

Денисова Мария – магистр филологических наук, специалист по классическим и ирландскому языкам и ирландской мифологии и религии, преподаватель истории античной литературы в ВШЭ.

«Мифология Европы: Античность и кельты»

В этом блоке мы посмотрим сначала на известные многим мифологические сюжеты греко-римской античности так, чтобы более понятно и полно проследить структурные оси мифологических циклов; а также обсудим роли этих сюжетов в жизни людей, которые рассказали эти истории друг другу. Кроме того, мы поговорим о том, что нам известно из культовых практик, сопровождавших те или иные сюжеты, и о том, как эти практики отражали содержание мифа.

Затем, проследив, какими путями античные мифологические сюжеты переселяются в средневековую Европу, мы посмотрим ближе на те мифологические мотивы, которые были созданы кельтскими народами. На примере текстов, записанных много позднее, чем сложились упоминаемые в них сюжеты, мы рассмотрим то, в каком виде мифологические сюжеты кельтских народов остались в литературе, и что повлияло на их дальнейшее бытование в письменной культуре.

В течение всего курса, говоря о мифологических циклах и сюжетах, мы будем обращать внимание на источники, из которых нам известно об этих сюжетах, и на то, как природа источников влияет на передачу и восприятие мифа. Мы сравним, где это уместно, различные эпические традиции и посмотрим, чем схожи и чем различаются эпические герои античной Греции и средневековой Ирландии.

Ждем вас на нашей программе!