Светлана Викторовна Бабкина

Кандидат исторических наук (2003), доцент Центра изучения религий РГГУ.
Профессиональные интересы: кумранистика.

Курсы

  • История религии (Ислам).
  • История и археология Храмовой горы.

Публикации

Статьи

Представление о времени в Кумранской общине Тирош. Труды по иудаике. Вып. IV. М. 2000.

Храм, возведенный в Кумране Библия: литературные и лингвистические исследования. Вып. IV. М.: РГГУ. 2001., стр. 213-232.

Несостоявшийся эсхатон в Кумране Материалы девятой ежегодной международной конференции по иудаике, ч.2., М.: 2002, стр. 8-22.

Сакральное и профанное время и пространство в Кумране. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 2003., 23 стр.

Зелоты Православная Энциклопедия. Т. 20. М.: 2009, стр. 124-127.

Библейское (талмудическое) «уголовное» право: из глубины веков Мировые религии о преступлении наказании. М.: 2013, стр. 30-60.

Babkina, S. Temple Scroll, the (Dead Sea Scrolls) // The Encyclopedia of Ancient History. Edited by Roger S. Bagnall, Kai Brodersen, Craige B. Champion, Andrew Erskine, and Sabine R. Huebner. Volume XI. Wiley-Blackwell, 2013. Cols. 6585-6586

Babkina, S. Qumran (Dead Sea Scrolls) // The Encyclopedia of Ancient History. Edited by Roger S. Bagnall, Kai Brodersen, Craige B. Champion, Andrew Erskine, and Sabine R. Huebner. Volume IV. Wiley-Blackwell 2013, Cols. 1937-1939

Бабкина С.В. История Кумранской общины. // Православная энциклопедия, М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. Т.39. CC. 313-319.

Бабкина С.В. Библиотека Кумранской общины.// Православная энциклопедия, М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015 Т.39. CC. 306-313.

Бабкина С.В. Рожденный звездой: о значении прозвища «Бар-Кохба».//Труды по еврейской истории и культуре. Материалы XXIII ежегодной международной конференции по иудаике. Академическая серия Вып. 4 М. 2017, CC. 21-42.

Бабкина С.В. Моисей.// Православная энциклопедия, М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» 2017. Т. 46. С. 275-278

Переводы

Талмуд. Том XI. Гемара: Трактат Эрувин. Пер. с иврита и арамейского. М.: Издатель Л. Городецкий. 2016 г. Перевод и комментарий: М. Левинов, Г. Канторович, Л. Городецкий, С. Бабкина, М. Калинин.

Талмуд. Том X. Гемара: Трактат Шаббат, главы VIII-XXIV. Пер. с иврита и арамейского. М. Издатель Л. Городецкий. 2013 г. М. Левинов, Г. Канторович, Л. Городецкий, С. Бабкина, М. Калинин, А. Лявданский.

Талмуд. Том IX. Гемара: Трактат Шаббат, главы I-VII. Пер. с иврита и арамейского. М.: Издатель Л. Городецкий. 2012 г. Перевод и комментарий: М. Левинов, Г. Канторович, Л. Городецкий, С. Бабкина, Д. Карпов, А. Лявданский.

Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. М.:ББИ, 2008 (перевод с английского).

Шенк К. Филон Александрийский. Введение в жизнь и творчество. М.:ББИ, 2007 (перевод с английского).

Мецгер Б. Ранние переводы Нового Завета М.: ББИ 2002. (Перевод с английского).

Научное редактирование

Микраот Гедолот (Классические библейские комментарии): перевод с древнееврейского, арамейского и средневекового иврита. М. 2010.

Отзывы на кандидатские диссертации

Битнер К. А. «Кумранская редакция «Песен Раба Господня» (свиток 1QISAA) как историко-культурный источник» (кафедра библеистики филологического факультета СПбГУ, 2016).

Проекты

Участие в этнографических экспедициях

Июль-август 1999 — Археологическая экспедиция. Ашкелон. Израиль (Организаторы: Harvard University).

Май 2004 — Школа «Евреи Средней Азии», Самарканд, Узбекистан. Работа в генизе синагоги и на еврейском кладбище г. Самарканда, Узбекистан (Организаторы: Центр «Сэфер).

28 июля — 3 августа 2008 — Летняя школа по иудаике в Молдавии (Кишинев). Полевая, этнографическая школа. Цель: изучение истории и культуры бессарабских евреев до и после присоединения этого региона к Российском империи (Организаторы: Центр «Сэфер).

Участие в научных проектах

Март 2007 – январь 2010 — Координатор и научный редактор проекта перевода средневековых еврейских библейских комментариев (Микраот Гедолот). Кн. Бытия. Научный руководитель проекта — к.ф.н. Л.А. Мацих.

Январь 2013 – Декарь 2016 — Переводчик в проекте «Полный русский перевод Вавилонского Талуда с иврита и арамейского». Научный руководитель проекта Городецкий Л.Р.

Ноябрь 2014 — Культурно-образовательный проект Эшколот. Бабкина С. Назарова О. « Танец Саломеи. История и живописная традиция».

Сентябрь 2017 — Вебинары образовательной программы центра Сэфер. Мини-курс: «Утраченные святыни Скинии Завета: история и мифология».

Ноябрь 2017 — Школа библейской филологии в Феодоровском соборе. Спб. Лекция: «Священная топонимика: от «гумна Орны» до «Краеугольного камня».

События

Медиа

31 декабря2016 — Радио «Говорит Москва». Программа «Россия- Родина Слонов». Лекция о Межзаветном периоде. Вып. 62.

05 февраля 2017 — Радио Маяк. Программа «Кафедра». Саломея в древних литературных источниках. Женщина или легенда?

31 августа 2017 Проект Медуза. Стыдные вопросы о празднике Курбан-байрам

Научные конференции

14-16 июля 2003 — Международная молодежная конференция по иудаике. г. Москва. «А если он не священник – да умрет!»: представление о ритуальной чистоте в Храмовом Свитке (11Q19-20). (проводящая организация: Центр «Сэфер», Москва, Центр Чейза Иерусалим).

1-3 октября 2003 — Египтологическая конференция РГГУ. Проводящая организация: Центр египтологии им. Голенищева РГГУ, Москва. Тема: «Наступление царства Небесного (Божия) в текстах Кумрана и в Евангелиях».

2-4 декабря 2003 — Обряд-символ-ритуал в еврейской и славянской традициях. Москва. Проводящая организация – Центр «Сэфер» и Институт славяноведения РАН. Москва. Тема: Обряд «Обновления Завета» в Кумране как обряд перехода.

Февраль 2004 — Международная междисциплинарная конференция по иудаике. Москва, центр Сэфер, центр Чейза при Иерусалимском университете, Израиль. Тема: «Образ женщины в текстах Кумрана».

Июль 2004 — Международная междисциплинарная молодежная конференция по иудаике. Москва, центр Сэфер, центр Чейза при Иерусалимском университете, Израиль. Тема: «Жена, прошедшая через плен: взгляд текстов Кумрана в контексте библейской и раввинитсической традиций».

Декабрь 2004 — Еврейские мифы и мифы о евреях. Проводящая организация – Центр «Сэфер» и Институт славяноведения РАН. Москва. Тема: «Миф об Исходе в кумранской традиции».

Январь 2005 — Международная междисциплинарная конференция по иудаике. Москва, центр «Сэфер», центр Чейза при Иерусалимском университете, Израиль. Тема: «Изгнание, карет и смертная казнь в законодательных текстах из Кумрана».

Июль 2006 — VIIIth Congress European Association for Jewish Studies. Past and present perspectives in Jewish Studies Тема: «Fear of Death in the Legislative Texts from Qumran».

Февраль 2007 — Международная междисциплинарная конференция по иудаике. Москва, центр «Сэфер». Тема: Образ Божий — темница духа? (человеческое тело в текстах Кумрана).

Июль 2008 — Москва. Центр «Сэфер». XIII Международная междисцплинарная молодежная конференция по иудаике. Доклад: «Обряд «Обновления Завета» в Кумране как обряд перехода».

Ноябрь 2015 — «Лістападаўскія сустрэчы – ХI», Минск, БГУ. Доклад: ««Прекрасная пленница» и «Возвращенная из плена жена»: между разумом и чувством. Данные храмового свитка и апокрифа Книги Бытия в свете библейской и раввинистической традиций.

Февраль 2016 — XXIII Ежегодная международная конференция по иудаике. Москва. Институт славяноведения РАН. Центр «Сфе». Доклад: «Звезда, породившая сына: о значении имени Бар-Кохба».

Апрель 2016 — Москва. Конференция «Время смеяться: смеховое начало в религиозной культуре». Москва, РГГУ. Доклад: «Ходжа Насреддин» как суфийский метод.

Научные школы (преподавание)

13-19 июля 2006 — Летняя школа по иудаике в Москве. Курс: Ирод Великий: миф, история, археология. (Организаторы: Центр «Сэфер»).

10-16 июля 2008 — Летняя школа по иудаике в Москве. Курс: Пять сюжетов со смертельным исходом в литературе эпохи Второго Храма (Организаторы: Центр «Сэфер»).

6-13 июля 2010 — Летняя школа по иудаике в Москве. Курс: История Храмовой горы (Организаторы: Центр «Сэфер»).

28 января-2 февраля 2010 — Зимняя школа по иудаике в Москве. Курс: Экзегеза в текстах Кумрана. (Организаторы: Центр «Сэфер»).

Ноябрь 2013 — Мини-курс «Иудаизм эпохи Второго Храма» в Белорусском государственном университете (г. Минск).

Октябрь 2014 — Курсы повышения квалификации для работников «Джойнт». Одесса. Курс: «Еврейская история: библейский период – римский период». (Организаторы: «Джойнт»).

Curriculum vitae

Образование

1994-1998 — Бакалавр культурологии. («Представление о времени в Кумранской общине») Кафедра истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) (Диплом с отличием)

1998-1999 — Специалист, культуролог-преподаватель. («Представление о времени и пространстве в Иудаизме конца Второго Храма»). Кафедра истории и теории культуры РГГУ. (Диплом с отличием)

1999-2002 — Аспирантура РГГУ. Кафедра история и теория культуры.

2003 — к.и.н. Диссертация «Сакральное и профанное время и пространство в Кумране». РГГУ.

Опыт работы

2002-2004 — Преподаватель Центра изучения религий РГГУ.

2004-2014 — Ст. преподаватель Центра изучения религий РГГУ.

2014 – наст. время — Доцент Центра изучения религий РГГУ.

Стажировки

2002 — Проект «Эшнав» (Организаторы: Центр «Сэфер» (Москва), Центр Чейза (Иерусалим)). Стажировка в Иерусалимском Университете, Израиль. Программа гранта предполагала работу в библиотеке Иерусалимского университета, изучение иврита и консультации с ведущими специалистами.

2004 — Проект «Эшнав» (Организаторы: Центр «Сэфер» (Москва), Центр Чейза (Иерусалим)). Стажировка в Иерусалимском Университете, Израиль. Программа гранта предполагала работу в библиотеке Иерусалимского университета и консультации с ведущими специалистами.

2007 — The Second Jerusalem School for Jewish Studies and Comparative Religion: «»Defining Heresy: The Shifting Boundaries of Religion» (Организаторы: Institute for Advanced Studies of the Hebrew University of Jerusalem).

Языки

далет — хороший средний уровень;

итальянский – начальный уровень;

арамейский, древнегреческий, латинский – чтение.