Религиозная антропология конца XIX — начала XX века

«Религиозная антропология конца XIX — начала XX века:

идея нового человека в свете истории науки»

Участники проекта (2020)

 

 

Базлев Михаил Максимович (аспирант, 3 курс)

Научная тема: Проблема осмысления религиозного опыта в философской психологии конца XIX — начала XX в.

 

 

 

Маклакова Анастасия Андреевна (магистратура, 2 курс)

Научная тема: Антропологический аспект эсхатологических представлений русских спиритуалистов

 

 

Пермякова Мария Алексеевна (баклавриат, 4 курс)

Научная тема: Синтез православия и кардекизма в антропологических учениях русского спиритуализма

 

 

Пяткова Васса Александровна (бакалавриат, 3 курс)

Научная тема: Научные обоснования новой религиозной антропологии конца XIX — начала XX века

 

 

 

 

 

Раздъяконов Владислав Станиславович (доцент, к.и.н.)

Научная тема: Новая религиозная антропология конца XIX — начала XX века

 

 

Сачкова Наталия Михайловна (бакалавриат, 3 курс)

Научная тема: Рецепция йоги в отечественном спиритуализме конца XIX — начала XX века

 

 

 

 

 

 

Спирин Тихон Викторович (магистратура, 2 курс)

Научная тема: Рецепция антропологического учения Карла Дю Преля в отечественном спиритуализме конца XIX – начала XX века

 

 

Шевчук Артем Игоревич (бакалавриат, 4 курс)

Научная тема: Антропология русской теософии конца XIX — начала XX века

Описание проекта

Научная революция обычно сопровождается революцией религиозной: религия и наука как системы знания и социальные институты в ситуации кризиса создают новые культурные формы – новые религиозные учения и научные направления. Наука как система знания заново дает ответ на религиозные вопросы об устройстве природы и ставит под сомнение ставшие традиционными религиозные представления. Представители религиозных институтов, вырабатывая новый язык описания религиозного опыта, адаптируют религиозные представления под современные научные теории.

         С последней трети XIX века научное знание вступило в эпоху научной революции и, как следствие, новые естественные и гуманитарные теории cформировали новые представления о природе человека. Хотя конфликт между научными и религиозными представлениями, например, принципом выживания наиболее приспособленных и взглядом естественной теологии на мир как на искусно созданную Творцом машину вселенной, был налицо, многие ученые и теологи того времени отказывались противопоставлять «науку» и «религию»: они смотрели на новые научные открытия как на еще один шаг на пути к разгадке поставленного религией вопроса о предназначении и судьбе человека. Новые научные теории, с их точки зрения, могли доказать утверждения религии о человеческом бессмертии: открытие радия открывало путь к обнаружению «жизненной силы»; теория атома выбивала почву из-под ног у материалистов; психология доказывала существование сознания за пределами тела; религиоведение говорило об анимизме и манизме как первых формах религии и отрицало существование безрелигиозных обществ.

    На рубеже XIX – XX веков происходит всплеск общественного интереса к антропологической проблематике. Предмет исследования – процесс популяризации научного знания. Объект исследования – качества и способности человеческого тела и сознания. Цель проекта – вывить способы и формы влияния процесса популяризации науки на религиозную антропологию.

В рамках проекта поставлены следующие задачи:

  • выявить формы новой религиозной антропологии, конструировавшиеся в религиозных и паранаучных движениях эпохи (ментализм, парапсихология, спиритуализм, теософия, йога);
  • показать соотношение новых форм и антропологических представлений в рамках развивающихся направлений научного знания (биология, антропология, психология);
  • определить значение популярного образа «науки» в формировании новой религиозной антропологии.

Приглашение к сотрудничеству 

К сотрудничеству в проекте приглашаются студенты разных направлений и курсов, заинтересованные в изучении религиозной антропологии конца XIX — начала XX века. Основные занятия – подготовка самостоятельных и коллективных статей по основным теоретическим направлениям работы проекта, поиск новых источников по теме проекта. Основные преимущества – сформированная источниковая база, открытые консультации с исследователями по проблематике проекта, подготовка квалификационных работ бакалаврского и магистерского уровней.

Электронный адрес проекта — razdyakonov.vladislav@gmail.com