Религиозные миры Юго-Восточной Азии

Дорогие друзья!

Российский государственный гуманитарный университет приглашает принять участие в работе новой учебной программы Центра изучения религий «Религиозные миры Юго-Восточной Азии: традиции и практики».

Программа повышения квалификации «Религиозные миры Юго-Восточной Азии: традиции и практики» знакомит с учениями, наследием и современным состоянием религий во Вьетнаме, Таиланде, Мьянме (Бирме), Камбодже, Лаосе, Сингапуре, Малайзии, Индонезии и на Филиппинах.

В программе могут принять участие лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, а также студенты старших курсов, магистранты и аспиранты.

Начало обучения — ноябрь 2022 года. Занятия проводятся по будням, вечером, с 19 до 22 часов.  Будет организована возможность подключения онлайн через систему Zoom. Будет вестись запись занятий, которые будут доступны участникам программы. По окончании программы выдается удостоверение РГГУ о повышении квалификации.

Записаться на программу можно на странице  Института дополнительного образования РГГУ. По любым вопросам можете писать на почту Центра изучения религий (religion.rggu@gmail.com) — мы обязательно ответим.

 

Видео-презентация программы

 

 

Лекторы программы

Гордиенко Елена Витальевна – вьетнамовед, религиовед-полевик (провела во Вьетнаме 10 лет), выпускница Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова и ЦИР РГГУ, преподаватель ЦИР РГГУ, готовит к защите диссертацию по вьетнамской народной религии.

Лекции:

  • Религии Вьетнама
  • Анимистические верования Юго-Восточной Азии
  • Буддизм Тхеравады и Махаяны в Юго-Восточной Азии
  • Русская православная церковь в Юго-Восточной Азии

Практические занятия:

  • Вьетнамский монастырь (Люберецкий р-н)
  • Бирманский монастырь (Балашихинский р-н)
  • Московская община буддистов Тхеравады тайской традиции.  

Оказавшись во Вьетнаме, мы можем подумать, что это буддийская страна, в которой пагоды как-то уживаются с социалистическими флагами. На самом деле здесь сосуществуют различные религиозные традиции: буддизм махаяны, даосизм, конфуцианство, христианство и даже ислам. А самым древним из верований является культ духов, в том числе культ духов предков. Оказавшись на пышном празднике в честь духов и пообщавшись с его участниками, мы увидим, что во Вьетнаме мир вокруг человека одушевлен. Он населен духами природы и духами умерших, постоянно взаимодействующими с живыми людьми, согласно представлениям вьетнамцев. Как в эту картину мира встраивается коммунистическая риторика? Какое влияние оказывает на религии коммунистическая партия Вьетнама? Обо всем об этом мы поговорим на наших лекциях, посвященных Вьетнаму.

Карпова Саяна Олеговна – археолог, востоковед, специалист по Таиланду, аспирант Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова.

Лекции:

  • Реконструкция религиозных практик по археологическим данным (в Юго-Восточной Азии)
  • Буддизм в Таиланде

Составить представление о духовной жизни древнего населения Юго-Восточной Азии, учитывая отсутствие письменных документов, можно, в первую очередь, основываясь на археологических данных. Ведь материальная культура во многом является выражением духовной жизни. Источниками в данном случае могут быть, например, орнамент керамических сосудов, набор ритуальных предметов, наскальные росписи или традиции погребального обряда.

В этом курсе я расскажу о памятниках позднего палеолита, наиболее ярко демонстрирующих верования обитателей Юго-Восточной Азии, об эволюции этих представлений во время неолита по данным наскальных росписей Таиланда, Филиппин, Мьянмы, а также поговорим о знаменитых бронзовых барабанах вьетнамского Донгшона и Долине кувшинов в Лаосе. 

Рапопорт Ева Вадимовна – выпускница философского факультета РГГУ, антрополог, в 2013–2020 гг. жила в ЮВА, где исследовала народную религию, церемонии и фестивали, аспирант Sunway University, Petaling Jaya, Малайзия.


Лекции:

  • Народная религия Явы: социальная, политическая и цифровая жизнь духов в современном мире

Если вы с детства мечтали попасть в толкиеновское Средиземье (или любой другой мир, населенный разными классами разумных волшебных существ), но осознавали невозможность такого путешествия, вы были не совсем правы. Согласно представлениям, по-прежнему разделяемым многими жителями острова Ява, люди живут бок о бок с существами из невидимого мира, и благожелательность либо злонамеренность этих существ в основном зависят от того, как с ними выстроить отношения. Духи на Яве могут быть главными действующими лицами в танцевальных перформансах, поводом сорвать экзамен в школе или причиной поражения политика на местных выборах.

На этой лекции мы поговорим о некоторых наиболее ярких аспектах яванской народной религии, а также обсудим гипотезы, призванные объяснить привлекательность и устойчивость подобных представлений, позволяющих им пережить процессы модернизации, цифровизации и исламизации.

Станюкович Мария Владимировна – филиппинист, полевой антрополог, кандидат исторических наук, заведующей отделом этнографии Австралии, Океании и Индонезии Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, ранее преподаватель СПбГУ (ЛГУ).


Лекция:

  • Народное христианство на Филиппинах

90% населения Филиппин – христиане. Однако сквозь 400-летний католицизм просвечивают народные верования, которые более или менее беспримесно сохранились у горцев Филиппинского архипелага. На лекции будет рассказано о практиках народного христианства (vernacular), в том числе и о горцах-шаманистах и анимистах, которые в большинстве своём номинально тоже христиане.

Заикина Екатерина Олеговна – специалист по Камбодже, магистр востоковедения (СПбГУ).


Лекция:

– Народные верования и буддизм в Камбодже.

Буддизм в Камбодже имеет статус государственной религии, а триада «нация-трон-религия» является главной идеологической установкой страны, закрепленной в конституции. Несмотря на это, буддизм в Камбодже мирно сосуществует с «народной религией», которая сосредоточена вокруг веры в сверхъестественных существ, культа предков, духов места и магических ритуалов. Между официальной религией и народной религией нет соперничества или конфликта. Возникновению такого синкретизма способствовали исторические, религиозные и культурные факторы, о которых подробнее мы говорим в нашем курсе.

Куклин Никита Сергеевич – специалист по Индонезии, эксперт Центра АСЕАН при МГИМО МИД России, ассистент кафедры всеобщей истории РУДН.


Лекция:

– Ислам в современной Индонезии.

Я расскажу о современном политическом исламе в Индонезии (начиная с периода реформации 1998 г.) и особенностях индонезийского синкретического ислама. Для раскрытия специфики ислама в Индонезии мы обратимся к мистике и шаманизму, а также поговорим о яванском образе жизни (кебатинан). Индонезия – крупнейшая по численности населения мусульманская страна мира. Мы познакомимся с основными течениями индонезийского ислама, политической историей мусульманских организаций Индонезии и современным состоянием религиозно-политических процессов в стране.

Зайцев Иван Алексеевич – бирманист, историк, преподаватель и аспирант Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова.

Лекции:

  • Буддизм в Мьянме (Бирме)
  • История религий Индокитая
  • История религий Нусантары
  • Средневековое буддийское искусство

Колнин Илья Сергеевич (научный сотрудник Института востоковедения РАН)


Лекции:

  • Культура и религии китайцев в Юго-Восточной Азии.
  • Религии средневекового государства Чампа (ныне центральный Вьетнам).

Малышев Борис Александрович – востоковед, религиовед, выпускник Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова, Лиценциат Истории Церкви, преподаватель Института Св. Фомы, внештатный преподаватель ЦИР РГГУ.


Лекции:

  • Христианская миссия в Юго-Восточной Азии и её специфика (общая вводная лекция).
  • Христианизация Филиппин.
  • Христианская миссия во Вьетнаме.

Яковлева Елена Александровна – специалист по Лаосу, кандидат исторических наук, ранее преподаватель МГИМО, автор более 10 научных и учебно-методических работ о проблемах исторического и социокультурного развития стран Индокитая.


Лекция:

– Буддизм в Лаосе.

 

До скорой встречи на программе!