Центр изучения религий О религиоведении

Почему именно Религиоведение?

Что такое «Религиоведение»? Самое краткое определение – это наука, предметом изучения которой является религия. Однако, вряд ли подобное определение может что-то сказать о самой науке тем, кто ею пока не занимался. Поэтому гораздо проще сказать, чем религиоведение не является. Религиоведение не является богословием и это не курс подготовки священников. Здесь от Вас не будут требовать стать последователем той или иной веры. Вам вовсе не обязательно исповедовать ту или иную религию, чтобы быть религиоведом. Однако и религиозные люди могут быть прекрасными религиоведами. Вы можете быть верующим, изучать ту религиозную традицию, к которой принадлежите, – самое главное условие, чтобы Ваше изучение придерживалось строгих рамок академической науки.

Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая достижения в анализе религии таких наук как история, социология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область для исследований, которая Вам более по душе – от ритуалов африканских племен до проблем современного общества. Все зависит от Ваших личных предпочтений при соблюдении одного условия – основным предметом вашего интереса должна быть религия.

Междисциплинарный характер религиоведения значительно расширяет возможности для трудоустройства наших выпускников. После завершения обучения Вы можете  поступить на работу в государственные учреждения, занимающиеся проблемами религии (местного, областного, федерального уровня), стать независимым экспертом, сотрудником общественной организации,  журналистом, освещающим проблемы религии. Вашей квалификации будет достаточно для преподавания курсов «История мировых религия», «Религиоведение» и др. в школах и ВУЗах. И, безусловно, вы можете продолжить карьеру в академической среде, поступив в аспирантуру. 

Религия на протяжении веков и до наших дней является важнейшим фактором, во многом определяющим ход человеческой истории. Религиозные движения и учения оказывают значительное влияние на формирование культур, обществ и человеческой цивилизации в целом.  Роль религии в современном мире трудно переоценить,  вспомним, например, о ее значении в военных конфликтах в таких странах как Босния, Китай, Индонезия, Ирландия, Израиль, Шри Ланка.  Тем более влияние религии ощутимо в России – стране со множеством религиозных учений и традиций.

Что же это за таинственная сила – религия? Почему она сопровождает человека даже в век высоких технологий? Чтобы найти ответы на эти вопросы мы обратимся и к национальной религии Японии, и к ритуалам полузабытого африканского племени, к особенностям буддийского учения, к истории православных церквей и новых религиозных движений. Вы узнаете много нового из истории древних цивилизаций Египта и Шумера, будете разбирать тексты религиозных традиций, послушаете гимны зороастрийцев,  изучите особенности святилищ древних греков, заглянете в христианские катакомбы, подивитесь красоте исламской архитектуры, оцените изощренность интеллектуальных построений католических ученых-богословов. Вы научитесь анализировать и оценивать информацию о религии, попытаетесь разобраться в причинах происходящих в мире событий. Основной принцип нашего отношения к религии хорошо передают слова философа 17 века Бенедикта Спинозы: «не плакать, не смеяться, но понимать». Для тех из вас, кто готов отправиться вместе с нами в путешествие за разгадками тайн древних цивилизации и важных событий современного мира – наши двери всегда открыты!

Если вы хотите узнать больше о предметах, изучаемых на нашем факультете, о преподавателях, ведущих эти предметы, о студенческой жизни - загляните на другие страницы нашего сайта!

История Центра изучения религий

Институциональное изучение религий в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) началось в 1992 году, когда был создан Центр по сравнительному изучению мировых религий - научно-исследовательская структура призванная осуществлять и координировать религиоведческие исследования.

В 1989 году РГГУ (тогда еще Московский государственный историко-архивный институт) одним из первых в России включил в число дисциплин, изучаемых на различных факультетах, курс Истории мировых религий. Для чтения этого курса был приглашен историк Н.В.Шабуров, чьи научные интересы всегда были связаны с религиозной проблематикой, но в силу известных обстоятельств не были реализованы в полной мере. В 1989-1990 годах отец Александр Мень прочитал в РГГУ цикл лекций, прервавшийся в связи с его трагической гибелью. Таким образом, студентам была предоставлена возможность узнать о существовании как минимум двух подходов к изучению феномена религии - сугубо научного и конфессионального, взгляда извне и взгляда изнутри. Именно в это время были заложены основы будущей учебной концепции УНЦИР, сочетающей беспристрастность научного подхода с уважительным отношением к религии как части человеческой культуры.

В 1993 году была открыта Школа по сравнительному изучению мировых религий, в рамках которой была предоставлена возможность получения второго высшего образования по двум направлениям - философии или истории, и трем специализациям - иудаизм, христианство, ислам. В настоящее время функциональным преемником Школы является система второго высшего образования по специальности «религиоведение», организованная на базе Учебно-научного Центра изучения религий (УНЦИР) и осуществляющая свою деятельность при участии Института повышения квалификации (ИПК) РГГУ. 1993 год традиционно считается годом основания Центра изучения религий.

К 1996 году в РГГУ был накоплен достаточный потенциал для открытия специализации «религиоведение» на кафедре Истории и теории культуры РГГУ. Потребность российского общества в высококвалифицированных специалистах в области религиоведения обусловила появление в 1997 году самостоятельной учебной структуры - Кафедры религиоведения, которую возглавил Н.В. Шабуров. Рост внимания российского общества к проблемам взаимоотношения религиозного и светского мировоззрения, общее увеличение роли религии в современном мире привели к пониманию необходимости организации самостоятельной структуры, занимающейся исключительно религиоведческой проблематикой. Таким образом, формальное создание в 2000 году Учебно-научного Центра изучения религий стало закономерным продолжением процесса становления институционального оформления религиоведческой науки в РГГУ.

Научно-образовательная концепция Центра изучения религий

Направление «Религиоведение» реализуется в рамках общей концепции Российского Государственного Гуманитарного Университета (далее - РГГУ), нацеленной на формирование системы личностно ориентированного образования и подготовку высококвалифицированных кадров, способных решать задачи в рамках своей профессии. Концепция направления была разработана руководителем Учебно-научного Центра изучения религий (далее - УНЦИР) Н.В. Шабуровым в 2000 году по результатам анализа многолетнего опыта преподавания религиоведческих дисциплин в РГГУ. 

Объединение образования и научных исследований является ключевым принципом концепции, реализуемым в ходе производственной практики студентов и процессе подготовки ими квалификационных работ исследовательского характера. Концепция в целом ориентирована на выявление и развитие у студентов интеллектуальных навыков, достаточных для определения и разрешения проблем в области профессиональной компетенции специалиста-религиоведа; особое внимание уделяется фундаментальному гуманитарному образованию, ориентирующему студентов на формирование самостоятельного и аргументированного мнения о проблемах современного мира.

Базовым принципом концепции «религиоведение» является ориентация студентов на сочетание в исследовательской деятельности историко-антропологического подхода к изучению религии с филологическим изучением священных текстов религиозных традиций. Указанная особенность основывается на понимании религии как важной составляющей человеческой культуры и религиоведения как самостоятельной науки в системе современного гуманитарного знания. Данный принцип реализуется при составлении учебных планов, в которых значительное время уделяется истории религии и изучению языков религиозных традиций.

Немаловажной особенностью концепции является постулирование необходимости, с одной стороны, беспристрастности в научной деятельности, ориентированной на достижение объективного результата, не зависящего от ценностных установок исследователя, а с другой – уважительного отношения к разнообразным религиозным верованиям. Данный принцип концепции выгодно противопоставлен как богословско-апологетическому подходу, представленному в конфессиональных учебных заведениях, так и подходу вульгарно-разоблачительному, практиковавшемуся на кафедрах научного атеизма. Успешность реализации принципа подтверждается тем, что в УНЦИР проходили обучение люди со сложившимися религиозными убеждениями, однако, их религиозные предпочтения нисколько не отразились на качестве исследовательской работы.

Указанные принципы определяют цель концепции направления «Религиоведение». Цель обучения состоит в формировании у студента набора компетенций, необходимых для реализации профессиональных задач специалиста. По результатам обучения специалист-религиовед должен хорошо знать историю основных религий, ориентироваться в современной религиозной ситуации в России и мире, владеть методами изучения религии, уметь анализировать религиозные тексты, выносить критические суждения в области своей компетенции, преподавать на высоком профессиональном уровне религиоведческие дисциплины общего профиля («Религиоведение» и «История мировых религий»), а также специальные дисциплины. Реализация данных компетенций осуществляется в рамках учебного плана УНЦИР, в соответствии с программами, разработанными преподавателями УНЦИР.

Положение о Центре изучения религий